Start-365.ru

Работа и Занятость
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

In ku музыкальный руководитель

«Утешаю себя тем, что в школе платят еще меньше»: На что живет сотрудник детского сада

Преподаватель музыки из детского сада в Екатеринбурге — о нервных воспитателях и доходах

  • 26 февраля 2019 в 11:45

В рубрике «Личный счет» The Village продолжает выяснять, из чего состоит бюджет уральцев разных профессий. Работа в детском саду обычно ассоциируется с нянечками и воспитателями, но с детьми занимаются еще и педагоги дополнительного образования, например, музыкальный руководитель. Распевки под аккомпанемент фортепьяно, музыкальные игры и многочисленные утренники — все это входит в обязанности музыкального педагога.

Музыкальный руководитель екатеринбургского детского сада анонимно рассказала нам о том, кто сегодня воспитывает малышей, как в садике зарабатывают на переработках и зачем идти работать с детьми.

Текст: Елизавета Приставка

Музыкальный руководитель в детском саду Екатеринбурга

31 000 – 35 000 рублей

Расходы

На образование детям

Как стать музыкальным руководителем

По образованию я дирижер-хоровик, окончила музыкальное училище, а еще у меня есть педагогическое образование на музыкальном факультете. Эту работу я нашла сама, просто разместила свое резюме. До этого работала учителем музыки в школе, но была вынуждена уволиться. После увольнения пересмотрела много вакансий в школах, но ничего для себя не нашла, зато наткнулась на вариант в детском саду — не нянечкой или воспитателем, а музыкальным руководителем, и решила попробовать. До этого я никогда не работала в детсадах.

В моей работе самый загруженный период — утренники, это пора репетиций и подготовки. Я расписываю сценарий и раздаю его группам, где мы распределяем роли и начинаем работать. Утренники и организация — полностью моя работа и ответственность. Обычно у каждый группы, с которой я занимаюсь, свое время и расписание, но ближе к мероприятию мы занимаемся дольше. За утренниками и всей организаторской работой следит методист. Когда я только пришла на работу, методист сменилась, и, к тому же, уволилась заведующая. Поэтому методист временно исполняет обязанности заведующей. Получается, что досконально она ни одну должность не исполняет, много вопросов решаются несвоевременно. Особенно эти организационные проблемы чувствуются во время подготовки к утренникам.

В менее загруженное время мы поем, занимаемся словесной работой и играем, у кого-то есть занятия по танцам. До обеда я успеваю поработать с четырьмя группами детей, после у всех начинается сончас. В это время я могу подготовить декорации и распечатать материалы к занятию. После перерыва занимаются еще две группы, суммарно я работаю чуть больше чем на двух ставках. Музыкальный руководитель не должен столько работать: по нормам разрешены максимум полторы. В том садике, где я работаю, раньше было два музыкальных руководителя, но они уволились вместе с заведующей, и мне приходятся выполнять их обязанности.

Обратная сторона профессии

Я — уравновешенный, воспитанный и культурный человек. Но когда я пришла в садик, то столкнулась с обратным, увидела неуважение воспитателей к детям. Не всех, конечно, но режущие глаз случаи случались часто. На занятиях с разными группами детей я ежедневно вижу это неуважение. Я сдерживала себя, потому что я новый человек и не хотела создавать конфликты. «Да вот они же у нас инвалиды. Группа инвалидов», «Да он тупой!», — нередко говорила воспитатель. Ребенку через год в школу, а его оскорбляют, в случае чего, могут и больно шлепнуть.

Одна из наших воспитательниц — фифа с красными губами, тон у нее недоброжелательный, она постоянно всем недовольна. По ее мнению, дети на музыкальном занятии «перевозбуждаются» и ей это не нравится. Мне приходится объяснять: «Это нормально, что они веселы. Если у нас сейчас была музыкальная игра, то почему они резко сейчас должны стать спокойными?». У детей нет такой тормозной системы, как у взрослых.

Можно было бы в отдел образования обратиться, написать жалобу. Я уже собирала материал, одну воспитательницу на диктофон записывала. Один раз записала, а остальные забывала. Веду занятие, воспитательница начинает некорректно себя вести, и только после этого я вспоминаю — записать же хотела. Но мне почему-то кажется, что отдел образования не среагирует, максимум — предупреждение выпишет.

Многим нашим воспитателям за 50 и 60 лет, и им это все, мягко говоря, надоело. У них уже психика шатается во все стороны. К нам недавно приходила методист, мы разговаривали. Я ей показываю группы, в одной все складно-ладно, а в другой все рушится. Она меня спрашивает: «Почему?» Так потому что во второй воспитатель без конца нервничает, кричит, а дети все это чувствуют. Конечно, у них все будет разваливаться.

Не обходится без денежных махинаций. Недавно прачка рассказывала, как заведующая попросила заявить о получении постельного белья на 90 тысяч, когда его не было. Она не послушала, позвонила в бухгалтерию и сказала, что белье не получала. Но бывают и те, кто подыгрывают.

У меня больше двух ставок, но мои приятельницы удивляются: «А почему такая маленькая зарплата?». Утешаю себя тем, что в школе было еще меньше. Недавно я просматривала вакансии, созвонилась с методистом. В другом садике работают два музыкальных руководителя, групп в два раза меньше, а зарплата та же. Получается, что работаю я в два раза больше, чем положено, а получаю столько же. Теперь я поняла, почему моя приятельница, тоже музыкальный руководитель, удивляется: «У, да ты там деньги отмываешь, с такой-то ставкой?».

Несмотря на недостатки, работа с детьми — это всегда огромная положительная отдача. Когда они тебе рады, когда они говорят: «Пока! Мы еще придем!», когда делятся какими-то важными для них вещами. И приятно, когда родители оценивают утренник, благодарят, а не просто убегают с ребенком поскорее.

Доходы

Окончательная цифра зарплаты зависит от премий и того, как начальство их распределит. Максимально можно получить 35 000 рублей, а минимально где-то 31-32 тысячи. Я заниаю чуть больше двух ставок, то есть перерабатываю. В ближайшее время планирую увольняться и искать новое место работы. Недавно ходила в садик, где требуется второй музыкальный руководитель — прошлая ушла в декретный отпуск.

Читать еще:  Харьковский колледж парикмахеров модельеров

Расходы

У нас большая семья и общие с мужем расходы. Ипотека 16 000 рублей, коммунальные расходы 10 000 — квартира больше 100 квадратов. На еду для четырех человек уходит 15 000 рублей в месяц. Образование детей: 3 300 гимнастика, 2 700 филармония у сына, 1 600 дополнительный английский у сына, 5 600 бассейн на двоих детям и 10 000 за университет старшей дочке. Транспорт — 2 500 рублей, бывает пора лекарств, вот в ноябре у нас получилось 4 000 рублей. Одежда — тоже по сезону, за прошедшие два месяца ушло 14 000, это мы еще сыну не покупали верхнюю одежду, осталась с прошлого года. Себе мы ничего не брали. В прошлом году у нас был кредит на свадьбу, его уже выплатили.

Личный счёт«Утешаю себя тем, что в школе платят еще меньше»: На что живет сотрудник детского сада

Преподаватель музыки из детского сада в Екатеринбурге — о нервных воспитателях и доходах

В рубрике «Личный счет» The Village продолжает выяснять, из чего состоит бюджет уральцев разных профессий. Работа в детском саду обычно ассоциируется с нянечками и воспитателями, но с детьми занимаются еще и педагоги дополнительного образования, например, музыкальный руководитель. Распевки под аккомпанемент фортепьяно, музыкальные игры и многочисленные утренники — все это входит в обязанности музыкального педагога.

Музыкальный руководитель екатеринбургского детского сада анонимно рассказала нам о том, кто сегодня воспитывает малышей, как в садике зарабатывают на переработках и зачем идти работать с детьми.

Текст: Елизавета Приставка

Музыкальный руководитель в детском саду Екатеринбурга

31 000 – 35 000 рублей

Расходы

На образование детям

Как стать музыкальным руководителем

По образованию я дирижер-хоровик, окончила музыкальное училище, а еще у меня есть педагогическое образование на музыкальном факультете. Эту работу я нашла сама, просто разместила свое резюме. До этого работала учителем музыки в школе, но была вынуждена уволиться. После увольнения пересмотрела много вакансий в школах, но ничего для себя не нашла, зато наткнулась на вариант в детском саду — не нянечкой или воспитателем, а музыкальным руководителем, и решила попробовать. До этого я никогда не работала в детсадах.

В моей работе самый загруженный период — утренники, это пора репетиций и подготовки. Я расписываю сценарий и раздаю его группам, где мы распределяем роли и начинаем работать. Утренники и организация — полностью моя работа и ответственность. Обычно у каждый группы, с которой я занимаюсь, свое время и расписание, но ближе к мероприятию мы занимаемся дольше. За утренниками и всей организаторской работой следит методист. Когда я только пришла на работу, методист сменилась, и, к тому же, уволилась заведующая. Поэтому методист временно исполняет обязанности заведующей. Получается, что досконально она ни одну должность не исполняет, много вопросов решаются несвоевременно. Особенно эти организационные проблемы чувствуются во время подготовки к утренникам.

В менее загруженное время мы поем, занимаемся словесной работой и играем, у кого-то есть занятия по танцам. До обеда я успеваю поработать с четырьмя группами детей, после у всех начинается сончас. В это время я могу подготовить декорации и распечатать материалы к занятию. После перерыва занимаются еще две группы, суммарно я работаю чуть больше чем на двух ставках. Музыкальный руководитель не должен столько работать: по нормам разрешены максимум полторы. В том садике, где я работаю, раньше было два музыкальных руководителя, но они уволились вместе с заведующей, и мне приходятся выполнять их обязанности.

Обратная сторона профессии

Я — уравновешенный, воспитанный и культурный человек. Но когда я пришла в садик, то столкнулась с обратным, увидела неуважение воспитателей к детям. Не всех, конечно, но режущие глаз случаи случались часто. На занятиях с разными группами детей я ежедневно вижу это неуважение. Я сдерживала себя, потому что я новый человек и не хотела создавать конфликты. «Да вот они же у нас инвалиды. Группа инвалидов», «Да он тупой!», — нередко говорила воспитатель. Ребенку через год в школу, а его оскорбляют, в случае чего, могут и больно шлепнуть.

Одна из наших воспитательниц — фифа с красными губами, тон у нее недоброжелательный, она постоянно всем недовольна. По ее мнению, дети на музыкальном занятии «перевозбуждаются» и ей это не нравится. Мне приходится объяснять: «Это нормально, что они веселы. Если у нас сейчас была музыкальная игра, то почему они резко сейчас должны стать спокойными?». У детей нет такой тормозной системы, как у взрослых.

Можно было бы в отдел образования обратиться, написать жалобу. Я уже собирала материал, одну воспитательницу на диктофон записывала. Один раз записала, а остальные забывала. Веду занятие, воспитательница начинает некорректно себя вести, и только после этого я вспоминаю — записать же хотела. Но мне почему-то кажется, что отдел образования не среагирует, максимум — предупреждение выпишет.

Многим нашим воспитателям за 50 и 60 лет, и им это все, мягко говоря, надоело. У них уже психика шатается во все стороны. К нам недавно приходила методист, мы разговаривали. Я ей показываю группы, в одной все складно-ладно, а в другой все рушится. Она меня спрашивает: «Почему?» Так потому что во второй воспитатель без конца нервничает, кричит, а дети все это чувствуют. Конечно, у них все будет разваливаться.

Не обходится без денежных махинаций. Недавно прачка рассказывала, как заведующая попросила заявить о получении постельного белья на 90 тысяч, когда его не было. Она не послушала, позвонила в бухгалтерию и сказала, что белье не получала. Но бывают и те, кто подыгрывают.

У меня больше двух ставок, но мои приятельницы удивляются: «А почему такая маленькая зарплата?». Утешаю себя тем, что в школе было еще меньше. Недавно я просматривала вакансии, созвонилась с методистом. В другом садике работают два музыкальных руководителя, групп в два раза меньше, а зарплата та же. Получается, что работаю я в два раза больше, чем положено, а получаю столько же. Теперь я поняла, почему моя приятельница, тоже музыкальный руководитель, удивляется: «У, да ты там деньги отмываешь, с такой-то ставкой?».

Читать еще:  Что должен знать мастер маникюра

Несмотря на недостатки, работа с детьми — это всегда огромная положительная отдача. Когда они тебе рады, когда они говорят: «Пока! Мы еще придем!», когда делятся какими-то важными для них вещами. И приятно, когда родители оценивают утренник, благодарят, а не просто убегают с ребенком поскорее.

Доходы

Окончательная цифра зарплаты зависит от премий и того, как начальство их распределит. Максимально можно получить 35 000 рублей, а минимально где-то 31-32 тысячи. Я заниаю чуть больше двух ставок, то есть перерабатываю. В ближайшее время планирую увольняться и искать новое место работы. Недавно ходила в садик, где требуется второй музыкальный руководитель — прошлая ушла в декретный отпуск.

Расходы

У нас большая семья и общие с мужем расходы. Ипотека 16 000 рублей, коммунальные расходы 10 000 — квартира больше 100 квадратов. На еду для четырех человек уходит 15 000 рублей в месяц. Образование детей: 3 300 гимнастика, 2 700 филармония у сына, 1 600 дополнительный английский у сына, 5 600 бассейн на двоих детям и 10 000 за университет старшей дочке. Транспорт — 2 500 рублей, бывает пора лекарств, вот в ноябре у нас получилось 4 000 рублей. Одежда — тоже по сезону, за прошедшие два месяца ушло 14 000, это мы еще сыну не покупали верхнюю одежду, осталась с прошлого года. Себе мы ничего не брали. В прошлом году у нас был кредит на свадьбу, его уже выплатили.

Страничка музыкального руководителя Орловской Т. А.

Вы зашли на страничку музыкального руководителя

детского сада Орловской Татьяны Александровны!

Если Вам интересна тема музыки, я рада приветствовать Вас!

«. музыкальные педагоги существуют не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У них другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕТЯМ и, занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее! Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ

Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования. Музыка развивает и творческие возможности человека. Если ребенок с детства слышит песню, прикасается к музыке сначала в игре, потом начинает вслушиваться в нее серьезно, такой человек способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать других людей. Он наделен глубоким воображением, способен к творческому мышлению. Музыка – как сказочная вода: она может быть живой и мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к разрушениям, поднимать кровяное давление и вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние, улучшать рост растений, создать свою философию.

О себе

Я — музыкальный руководитель детского сада, имею первую квалификационную категорию.Стать музыкальным руководителем детского сада — была моя мечта с детства, еще с того момента, когда музыкальный руководитель детского сада,куда я ходила, прививала мне и другим детям основы музыкальной культуры. Моя мечта сбылась, и уже 25 лет я сама работаю в детском саду. Работа приносит мне удовлетворение, потому что я делаю то, что мне нравится, то, что я могу делать и делаю это хорошо!

Моё педагогическое кредо и взгляд на мир

Надеюсь, верю и люблю!

И эти три святые слова

Душе ребёнка отдаю!

Всё чаще наших детей окружает тяжелая агрессивная музыка, которая вызывает негативные эмоции у детей, а хорошую музыку дети слышат очень редко. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать. И во многом этому помогает хорошая музыка. Поэтому необходимо воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать ценности родной и мировой культуры, иначе будет упущено самое главное в нем — нравственное начало, и в жизни его не будет доставать красоты и гармонии.

«МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК»

Серия развивающего сериала Мультмама. Теперь музыкальная. Детская песенка про звуки, издаваемые музыкальными инструментами. Рекомендовано детям.

Консультации для родителей

все консультации КЛИКАБЕЛЬНЫ.

II младшей группы:

старшей группы

I младшей группы

Наши праздники и развлечения

Музыкальный руководитель XXI века

Дата публикации: 15.01.2019 2019-01-15

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Буркова Е. В. Музыкальный руководитель XXI века // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/241/55676/ (дата обращения: 23.03.2020).

Кто он, музыкальный руководитель XXI века?! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями должен обладать, какие знания иметь и какими способами их донести до ребенка, какую завесу тайного в музыке, искусстве приоткрыть?

Цель работы музыкального руководителя ДОО — воспитание духовно обогащенной, гармонично развитой личности. Проектировать будущее, закладывать будущее — педагогическая миссия, предназначение, и если хотите даже смысл существования педагога так такового.

Последние годы в гражданском обществе и педагогических кругах с пристрастием обсуждается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, воссоздания утерянных духовно-нравственных ценностей.

Кто или даже что сегодня воспитывает маленького человека? Откуда он черпает жизненные ценности?

Нынешнее столетие ознаменовано как век информационных технологий, компьютеризации, мир сегодня переживает переход «индустриального общества» к «обществу информационному». Глобальное пространство сети Интернет — это инструмент для поиска новых знаний, но в худшем случае процесс поиска превращается в «блуждание в темном царстве» штампованных псевдоценностей. Каждый ребенок погружен в свою уникальную жизненную среду: его семья, дом, друзья, которые оказывают влияние на формирование личности.

Читать еще:  Человек делающий маникюр

Маленький Моцарт жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Окружающая среда — это мощный фактор развития и воспитания растущего человека. Таким образом, важным моментом является создание для ребенка уникальной образовательной среды и условий, методов и подходов. Образовательная среда сегодня является одним из ключевых факторов развития и образования ребенка и немаловажно, как она будет организована и оснащена.

Как же педагогу перекинуть этот мостик между эпохами? Между образцами классического искусства прошлых столетий и сегодняшним днем, с новыми, иногда даже на первый взгляд непонятными формами и видами современного искусства? Как заинтересовать ребенка, мотивировать, увлечь, обратить внимание, на те вещи, которые не окружают в повседневной жизни? Ответ очевиден — нужны новые формы в педагогике, которые соответствуют времени и продиктованы самим временем. Какие формы и методы выбрать педагогу? Сегодня идет поиск эффективных современных технологий, психолого-педагогических подходов в образовании.

Педагоги, равно как и родители, наделены миссией: подарить ребенку чудесный мир — природы, вещей, людей, приобщить к культурным и нравственным ценностям. Перед музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении стоит задача открыть мир прекрасного ребенку, этому хрупкому существу, который делает первые шаги в этом мире.

Особое место в системе работы музыкального руководителя занимают ТРИЗ- технологии в обучении дошкольников: игры, занятия и задания способные увеличить эффективность образовательной программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. ТРИЗ-технологии позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход естественным образом, что актуально в контексте ФГОС ДО.

Компьютерные технологии необычайно расширили возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, использует информационно-коммуникативные технологии, имеет дополнительную возможность передачи детям аудиовизуальной информации. Музыкальные занятия с применением компьютерных технологий усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению материала. На таких занятиях дети более активны, музыкальное занятие становится более содержательным, ярким, гармоничным и результативным. Важным аспектом в работе музыкального руководителя становится владение компьютерными программами для работы с аудио и видео редакторами для создания презентаций, фильмов.

Незабываемые яркие эмоции и впечатления дошкольники получают, встречаясь с интересными людьми. Такие встречи ребенок запомнит на долгие годы. «Уроки мужества» ветеранов ВОВ, мастер-классы по нетрадиционному рисованию профессиональных художников, выступления классических музыкантов, артистов балета, оперных певцов, постановка спектаклей, костюмированных представлений театральными деятелями.

Современныйдетский сад не может успешно развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с государственными структурами, органами опеки и попечительства, Советами ветеранов, общественными организациями, благотворительными фондами, взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры, общеобразовательными и музыкальными школами, детскими садами, театрами, библиотеками, городскими парками, выставочными центрами, физкультурно-оздоровительными комплексами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения способствует повышению качества образования в целом, формирует устойчивую систему ценностей ребенка, способствует успешной социализации личности дошкольника.

Не менее важным аспектом деятельности музыкального руководителя является взаимодействие с семьями воспитанников. Учитывая тот факт, что музыкальный руководитель непосредственно не взаимодействует с родителями (законными представителями) в рамках образовательного процесса, то необходимо устраивать совместный досуг, посещать музеи, выставки, концерты, спектакли, устраивать тематические вечера в детском саду, чаепития, конкурсы, мастер-классы, где происходит неформальное общение, совместного сотрудничества, обмена опытом, интересными идеями. Сегодня родители это не «сторонние наблюдатели», а «активные участники» образовательного процесса.

Благодаря такому сотрудничеству и сотворчеству, родители начинают по-другому понимать значение совместной работы семьи и детского сада. Некоторые родители, как и их дети, стали более эмоциональными, раскрепощенными, творческими. Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте — от рождения и до шести лет.

Итак, как же педагогу соответствовать времени? Как быть актуальным, модным, современным, интересным, динамично развивающимся педагогом, а значит и тем педагогом, который способен повести за собой ребенка, стать примером для подражания?

Педагог должен сам быть как объект исследования для ребенка — педагог — исполнитель на скрипке, флейте, педагог — актер в театральной пантомиме, костюмированном представлении. Музыкальный руководитель должен научиться сам существовать в современном контексте жизни, создавать инновационное образовательное пространство, способствовать поддержке детской инициативы.

Необходимым и важным считаю посещение концертов, театров, музеев, выставок, где ребенок, соприкоснется с «живым» искусством, сможет погрузится в новую образовательную интерактивную среду.

Педагогический поиск — основное средством работы с детьми. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, найти необходимые знания, на вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, целесообразно наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать те или иные открытия. Организуя воспитательный процесс посредством включения дошкольников в разнообразные инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности дошкольника в воспитательном процессе. И тогда будут появляться новые современные гениальные личности — ученые, деятели искусства.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

  1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.

3. Страунинг А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие — Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.

4. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, № 10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector